Школьная тревожность

4 Декабрь 2010

Дети, идущие в школу впервые, незримо объединены этим значимым событием. Однако, в то же время, дети совершенно не похожи. Кто-то с легкостью вливается в новую обстановку и в коллектив, а у некоторых детей процесс адаптации занимает длительное время.
Детские переживания, напрямую связанные со школой, могут стать устойчивыми и глубокими. Проявление этих переживаний различно, но все они связаны с термином «школьная тревожность».

Некоторые дети начинают жаловаться на физиологию – головные боли, тошноту и т.д. по утрам, непосредственно перед выходом в школу. Подобные жалобы никогда не появляются в выходные дни и каникулы. Психологи дали этоу явлению название «школьный невроз».
Кроме «школьного невроза», существует более острая форма страха – «школьная фобия». Здесь не бывает жалоб на физиологические проблемы, но обойтись без помощи специалистов практически невозможно.

Что же скрывается под термином «школьная тревожность»?
Это «мягкая» форма психологического неблагополучия. Становясь устойчивой, она перерождается в серьезную проблему. К основным причинам тревожности относится нервно-психическая организация учащегося. А также индивидуальные особенности воспитания ребенка, завышенные требования со стороны родителей к процессу обучения. Некоторые дети не хотят посещать школу из-за устойчивой системы обучения, которая не устраивает ребенка, нетактичного поведения педагога и т.д.

Детей со школьной тревожностью отличают:
- высокие способности к обучению, однако влияние тревожности мешает таким детям раскрыться, и педагог, вследствие этого, недооценивает их способности;
- ребенок не может выделить цель в учебной деятельности, не может сосредоточиться на необходимых вещах, пытаясь выполнять одновременно все элементы задания;
- часто задание не доводится до конца, как только возникают препятствия на пути решения, ребенок прекращает какие- либо попытки выполнить задачу. При этом у него нередко зарождается уверенность, что он не имеет никаких способностей к обучению;
- ребенок, отлично подготовленный к уроку, при вызове к доске начинает вести себя достаточно странно – бледнеет, краснеет, начинает сбивчивую или слишком быструю речь;
- если педагог указывает на странности в его поведении, тревожность ребенка с этого момента усиливается в разы. И он, мгновенно перестает владеть ситуацией, не понимая как себя вести в этот момент.

Психологи разработали программы по коррекции школьной тревожности, чтобы помочь таким детям. С помощью специальных занятий формируются навыки поведения в проблемных ситуациях. Ребенок обучается необходимым способам снятия тревоги и напряжения, учится расслабляться и т.д.

Важно помочь ребенку с повышенной тревожностью научиться правильно оценивать итоги своей деятельности и доверять собственным оценкам. В случае необходимости, следует помочь ребенку овладеть возникшими пробелами в школьной программе. Кроме того, школьный психолог даст необходимые рекомендации родителям и педагогам. Все эти мероприятия помогут ребенку изменить отношение к своим успехам и неудачам, к оценкам окружающих.

Главное для родителей – внимательно наблюдать за своим ребенком, не пропустить возможное начало школьной тревожности и вовремя помочь своему чаду справиться с возникшими проблемами. Будьте внимательными к ребенку и тогда школьная тревожность не будет вам угрожать.

На заметку: Если у детей школа – это главный источник и радостей, и стрессов, то у родителей – совсем другие хлопоты. Например, рабочие командировки: поездки в другой город всегда утомляют, особенно, если во время командировки не удается поселиться в нормальных условиях. Не все могут спокойно отдохнуть в гостинице, в таких случаях лучше, например, снять квартиру в Минске на сутки, и быть уверенным, что вам удастся хотя бы выспаться.


Еще статьи по теме:

загрузка...


Оставить коментарий



Комментарии