Греческая православная Пасха в России

Понтийские греки, с старинных деньков населяющие берега Темного моря («понт» в переводе с греческого — «море»), считают себя специальным народом. Накрепко связанные с Грецией схожими узами, понтийцы во многом смахивают на всех имеющихся соседей по черноморскому побережью — русских, армян, грузин, турок из Анатолии и Каппадокии… Впрочем понтийские греки смогли сберечь свою старинную культуру, обыкновения и обычаи.

А основное, что соединяет всех понтийцев вне зависимости от региона проживания — православие.

Христианство распространилось на берегах Понта теснее в III веке нашей эпохи. В 321 году правитель Константин даровал христианской церкви права юридического личика, и вера в Христа с годами перевоплотился в муниципальную религию. Хотя происшествия поменялись.

Рассказывает этнограф, эксперт по понтийским грекам Антон Священников:

- В мусульманской Турции насильственная исламизация греков дала почву образованию так именуемых «криптохристианских» («тайнохристианских») общин. До 1856 года, как скоро османская администрация официально отложила запрет на переход из ислама в иные религии, понтийцы-криптохристиане возводили скрытые пещерные храмы, приуроченные к святым-мученикам, нарушали мусульманские пищевые запреты, отрицались от обрезания и исламских погребальных обычаев, ценя им отпевание христианским священником…

Но почти все ритуалы, взятые у мусульман, у греков-понтийцев остались: и поныне на Кавказе в понтийских общинах принято в немалые христианские праздничные дни приносить жертву — резать барана, бычка или же даже петушка. Величается данный ритуал «гурпан» — почти как мусульманский «курбан».

- Мы, греки-понтийцы, живущие в Центральной Рф, баранов теснее не режем, не пугайтесь!

Москвичка Анна Попандопуло о обыкновениях собственного народа готова повествовать безгранично. Пускай в Центральной Рф они иные, но несмотря на все вышесказанное немалая понтийская родня Анны с черноморского побережья не разрешает древним обычаям быть долею дальней ситуации.

- Мои родственники на Кавказе — они живут близко от Сочи — будут резать барашка довольно быстро, 6 мая, на святого Жору. Данное ближний к Пасхе по почитаемости торжество, и в текущем квартале пасхальное празднование (24 апреля) плавненько перетекает в празднование дня святого Жору. Данное попечитель представителей сильного пола, охотников, бойцов, и, также, — святой-целитель.

Пасха по-гречески — «ламбри». Ясная, блещущая. Ей предшествует 40-дневный Большой пост. У понтийцев он зовётся «саракости». 1-ые 3 дня поста — строгие. Послушные обыкновениям верующие ничего не обедают и употребляют исключительно воду. Подготовка к празднованию Пасхи наступает в Лазареву субботу — предпоследнюю субботу поста, за день до этого Вербного Воскресенья. На юге он именуется Пальмовым. Данное заключительная «поблажка» желудку перед сложной заключительней, Страстной неделькой поста: маме выпекают сладостное печенье «коулурия», которое предоставляют ребятам в воскресенье совместно с белоснежными, еще не крашеными, яичками.

– Старушка постоянно выпекает «верные» печенья. Она заявляет, что их вкус подсказывает ей детство. А мне он подсказывает мою отчизну, Понт, — добавляет Анна. — А ещё старушка заявляла, что яичка нужно украшать исключительно в красноватый расцветка. Красноватый — расцветка крови Христовой. Как скоро красок не было, приняли на вооружение отвар луковой шелухи. Хотя на данный момент и в деревне украшают во все расцветки. В данный разов сестренка теснее прикупила различные перламутровые краски и дожидается — не дождется Пасхи.

В Страстную недельку верующие греки молятся в церкви каждодневно. Трудится в последствии пополудни в пятницу воспрещено: до лично полуночи Пасхального воскресенья время принадлежит мольбе и покаянию. Все предпасхальные изготовления — уборка, стирка, выпечка куличей и окрашивание яиц — делаются в Незапятнанный четверг.

– Как скоро я посещаю у членов семьи на Пасху, мы всей деревней собираемся в церкви на литургию. Старушка, тети и дяди молятся всю ночь. А в последствии полуночи звонит колокол, люди со свечками приветствуют друг дружку: «Христос Анести! — Алифинос Анести!» — «Христос воскрес! — Воистину воскрес!». Нас, деток и молодые люди, выпускают из церкви, а старушка обыкновенно остается в храме до самого утра.

Анна еще не так давно была ребенком, который с восторгом выжидал пришествия ясного веселья. Понтийские ребята Пасху обожают. Российская обыкновение навещать в сей день кладбище (которого детки нередко побаиваются) у понтийцев, ну и вообщем у воцерковленных православных, не принята.

Ребятам непременно даруют презенты. Как скоро старушка Анны сама была ребенком, значимым даром являлись новенькая рубаха или же ботинки. А еще ребятам позволяют играться с пасхальными яичками. Ребята подбирают себе по крашеному яичку, катают их по земле и избивают приятель о приятеля. Забава величается «цугрисма». Выигрывает, конечно, тот, чье яичко уцелеет.

Мужчины употребляют узо, молодые люди пляшет. По сей день в понтийских деревнях играют на классической лире. Сходственный инструмент туристы наверное видели на Крите, хотя там он грушевидный, а у понтийцев — продолговатый, и величается на персидский лад «кемендже». Все совершеннолетние могут плясать этнические пляски.

– Пляски — особенная ситуация, — разговаривает Анна. — В Москве мне их чрезвычайно не хватает. Есть мужские: тик тромахтон, серра, пичак, либо «пляска ножей» — он моделирует бой за жену. Есть дамские и классические круговые. Есть пляски, схожие на хороводные — кочари, омал, патула, либо пипиломатена. А есть пляска именно для праздничных дней, осуществляется в честь мамы рода. Его имеют все шансы плясать и пенсионеры. Величается дипат. Моя старушка его довольно предпочитает.

В сырой весенней Москве Анна тоскует по старушке, черноморской деревне и красочной понтийской Ламбри… Тем не менее на Пасху Анна услышит родимую греческую речь. В Москве, «на Кулишках».

- В прошедшем году я была на службе на столичном подворье Александрийского патриархата. В конце литургии священник назначил: «?? ??? ????????? ?????? ?? ??????? ?? ??? ???!» — «Станем ведь жить непрестанно сообща с воскресшим Христом!». И мне привиделось, что постоянная жизнь присутствует по-настоящему. Основное — веровать в нее.

Александрийское подворье в Рф — консульство патриарха Александрийского при Российской Православной Церкви — находится в Храме Всех Святых на Кулишках (Москва, Славянская площадь, 2, метро «Китай-город»).

Торжественное открытие подворья свершилось 24 апреля 1999 года, в период официального визита в Россию Александрийского патриарха Петра VII. По благословению Киккского монастыря патриарший экзарх владыка Афанасий (Киккотис) привез с Кипра на подворье 2 ковчега с силами святых.

Ныне при подворье состоят патриарший экзарх в сане митрополита, немного священников и диаконов. Архиерейское богослужение совершается на греческом и российском языках, осуществляются византийские песнопения. Под управлением владыки Афанасия при подворье в сочетании с Столичным сообществом греков открыта среднее учебное заведение греческого языка.


Написать комментарий
Вы должны войти чтобы добавить комментарий.
 
Copyright © 2010 - 2013 All about women Все права защищены |