КиноМода: как после премьеры «Бассейна» Роми Шнайдер и Джейн Биркин стали символами пляжного гламура и стиля 60-х

Роми Шнайдер и Ален Делон. Кадр из фильма "Бассейн"

Сегодня Роми Шнайдер исполнилось бы 80 лет. Австрийская актриса прославилась в основном благодаря французскому кино, а одна из самых известных ее ролей (после императрицы Сиси, конечно) — Марианна из фильма «Бассейн» (La Piscine) 1969 года, снятого Жаком Дере. В истории кинематографа этот фильм остался по многим причинам: звездный состав, потрясающая операторская работа (впрочем, можно ли снять некрасиво на роскошном Лазурном Берегу?) и, конечно, музыка Мишеля Леграна, которая идеально заполняет собой это пространство между обволакивающей неспешной богемной жизнью в летнем Сен-Тропе и колким клубком из ревности, зависти и недомолвок, перекатывающимся между главными персонажами.

Кажется, что художник по костюмам вряд ли будет важным членом съемочной группы фильма, где сюжетообразующей локацией является бассейн, но не в этом случае. Благодаря стараниям Андре Курреже рассматривать кадры фильма можно словно страницы модного журнала. Так вот, в честь дня рождения Роми Шнайдер (и с чувством грусти по ушедшему лету) SPLETNIK.RU решил пересмотреть картину и вспомнить, как дизайнер сделал моду частью драматургии.

Для сегодняшнего зрителя «Бассейн» — это, прежде всего, культовый фильм, запечатлевший атмосферу 60-х, но поскольку сейчас дизайнеры регулярно обращаются за вдохновением к этой богатой на модные открытия эпохе, пересматривать картину стоит не только синефилам, но и фэшиониста — одежда, представленная в фильме, отлично впишется в современный гардероб. И все это благодаря творческому подходу Курреже.  

Дизайнер был учеником Кристобаля Баленсиаги и работал с мастером десять лет. Это сегодня бренд Balenciaga известен воспеванием эпатажа и бесформенными силуэтами. Создателю костюмов к фильму «Бассейн» еще посчастливилось получить в этом модном доме другой урок — только умелое сочетание техники, эстетики и декоративной отделки может принести гармоничный результат. Собственный стиль Курреже впоследствии отличался простотой, которая давала совершенно магический эффект. Свой дом моды, Maison de Courrèges, дизайнер открыл в 1961 году.

Важно различать стиль и моду. Мода меняется, стиль увековечивает сам себя через эту узнаваемую индивидуальность,

— любил говорить Курреже.

Впрочем, в год премьеры публику будоражила не столько мода, сколько закадровая история: страстный, но полный разочарований роман Алена Делона и Роми Шнайдер к моменту съемок уже завершился, но воссоединение одной из самых красивых пар XX века в роли любовников на экране смаковали на первых полосах прессы. Известно, что именно Делон, чья популярность к концу 60-х слегка ослабла, предложил пригласить Роми на съемки, а та, конечно, ухватилась за возможность снова быть с человеком, которого любила. Актриса оставила в Берлине, куда она переехала после разрыва с Делоном, мужа Гарри Майена и их двухлетнего сына и отправилась на Лазурный Берег.

По сюжету фильма писатель Жан-Поль Леруа, в исполнении Алена Делона, приезжает со своей подругой Марианной отдыхать на виллу в Сен-Тропе. Идиллию нарушает визит бывшего любовника Марианны и друга Жан-Поля Гарри Ланнье (эта роль досталась Морису Роне), который приезжает в гости к паре не один, а со своей 18-летней дочерью Пенелопой (ее сыграла другая икона стиля 60-х — Джейн Биркин). Встреча четверых персонажей накаляет атмосферу под и без того жарким солнцем и приводит к трагической развязке.

Но нам, конечно, больше интересна не драматургия, а влияние моды на фильм и фильма на моду. Волнующая атмосфера и потрясающий визуальный ряд до сих пор занимает воображение творческих людей. Так, например, весенне-летняя кампания Salvatore Ferragamo 2011 года была посвящена «Бассейну», Софи Теалле вдохновлялась чувственными образами из фильма при создании своей весенне-летней коллекции 2012 года, а Dior использовал фото Алена Делона в рекламе парфюма Eau Sauvage. В далеком же 1969-м Андре Курреже внес в фильм все, что прославило моду 60-х вообще и его модный бренд в частности, и даже помог сформировать фирменный стиль Джейн Биркин.

Простой, незагроможденный деталями крой характеризует гардероб героинь фильма. Модная классика появляется в фильме с первых же кадров — Роми Шнайдер плавает в бассейне в черном раздельном купальнике. В следующий раз ее героиня появляется у воды в ослепительно-белой закрытой модели. Биркин на экране тоже предпочитает бикини в монохромной гамме, а главными становятся эффектные детали вроде металлических колец. Представить такие на современных пляжах не составит труда, что лишь подтверждает правоту Курреже. 

Ленивые часы в шезлонгах герои коротают в неформальном виде — Делон и вовсе чаще появляется в кадре то в полотенце, то в плавках. Они, впрочем, тоже отвечают моде — в 60-е узор пейсли вышел на новый виток популярности, во многом благодаря движению хиппи.

Роми и Джейн появляются в лаконичных рубашках с подвернутыми рукавами разного кроя: от приталенных явно женских фасонов до свободных, будто с мужского плеча. Просторная рубашка бойфренда, надетая на голое тело, потом войдет в массовую культуру, и «Бассейн» явно внес немалую лепту в укрепление этого чувственного образа в сознании.   

В остальном, впрочем, гардеробы главных героинь различаются, что важно не только для модного разнообразия в фильме, но и для драматургической составляющей, чтобы подчеркнуть, в каких разных мирах живут Марианна и Пенелопа.

Для героини Джейн Биркин Курреже подобрал наряды в стиле преппи, ну а ключевым элементом образов стал фасон мини. Все десятилетие прошло под знаком этого в миг ставшего культовым кроя. О том, кто же первым изобрел мини-юбку, историки моды спорят до сих пор, но Андре Курреже неизменно фигурирует в списках первопроходцев вместе с Мэри Куант, Джоном Бэйтсом и художником по костюмам фильма «Запретная планета» (Forbidden Planet) 1956 года Уолтером Планкеттом.

Характерным принтом в нарядах Биркин стала клетка гингем. Именно этим принтом украшена мини-юбка, в которой ее героиня впервые появляется в кадре. Дополненный белой блузкой и туфлями на низком каблуке, образ еще кажется почти сдержанным, возведенным немного в ранг униформы. Главным аксессуаром первого лука становятся массивные очки в круглой оправе — абсолютный хит 60-х, а в фильме еще и характерная деталь, подчеркивающая некую отчужденность героини, попавшей в новую среду (дальше Пенелопу в очках мы почти не видим).

Она привыкает к новой обстановке, желание отгораживаться уходит, а в это время ее гардероб теряет некий налет формальности и становится еще более соблазнительным и подходящим для летнего дресс-кода на морском пляже. Босоногая Пенелопа резвится на берегу садового прудика в мини-платье.

Самым эффектным нарядом, который Курреже подобрал для Биркин, стало белое вязаное платье, где прикрыт был только верх, а нижняя часть скорее напоминала рыболовную сеть.

Запечатлен в фильме и другой культовый образ подруги Сержа Генсбурга (пара познакомилась как раз за год до выхода фильма «Бассейн», а в 1969 году вышел их знаменитый дуэт Je t’aime … Moi non plus («Я люблю тебя … Я тоже нет») — синие джинсы или брюки и простая белая футболка. Этот стиль на стыке сексуальности и невинности станет фирменной особенностью Джейн и в реальной жизни. 

Если образы Биркин в фильме отражают перерождение томбоя в юную соблазнительницу, то гардероб Шнайдер — это воплощение роскоши, гламура и богемы (конечно, в представлениях свободных 60-х, а не сытых нулевых). Платья Марианны длиннее нахального мини Пенелопы, зато отражают другой культовый фасон того времени и, кстати, один из самых узнаваемых в творчестве самого Курреже — трапецию, а вместо вместительной плетеной корзинки в руках героини Шнайдер часто появляется аккуратный клатч. 

Марианна примеряет и эффектные вечерние наряды. Если для более молодой (и, наверняка, бунтующей, как все 18-летние в 60-х, да и в любую другую эпоху) Пенелопы эти «взрослые» условности о смене дресс-кода в зависимости от времени суток кажутся надуманными, то для Марианны это абсолютно естественно.

В опустившейся на Сен-Тропе (да и на ее жизнь) тьме она бродит в кремовом платье с открытой спиной и воротником-стойкой. 

Шелковое желто-зеленое платье макси с волнообразным узором стало, пожалуй, квинтэссенцией гламурной пляжной моды. Интересно отметить, что эффектный наряд Марианна дополняет обычными эспадрильями, которые носила и днем, но в остальном она очень внимательна к своему внешнему виду.

Если Пенелопа предпочитает, как сказали бы сейчас, natural look — ее слегка спутанные волосы развеваются на ветру и небрежно ложатся на плечи, то Марианна, напротив, постоянно расчесывает волосы.

Героиня Шнайдер не упускает ни одной детали, доводя образ до безупречности и модной укладкой с начесом, и дорогими золотыми серьгами с бриллиантами, и браслетами.

Появляется в гардеробе героини Шнайдер и пестрое блестящее платье с V-образным вырезом — предчувствие наступающих 70-х в стиле диско.

Став одним из самых влиятельных дизайнеров XX века и одевая женщин в изящные наряды, Курреже, кажется, относился к своему ремеслу с должной долей иронии.

Женщина по-настоящему красива только тогда, когда она нагая, и она знает об этом,

— сказал он однажды.

Так что можно сказать, что и одна из самых волнующих сцен фильма с обнаженной Роми Шнайдер на кровати, проникнута стилистикой дизайнера.

Фильм «Бассейн» можно считать настоящим портфолио Андре Курреже: каждый наряд воплощает модернистский и минималистичный стиль дизайнера, отражая и влияние футуризма, который отличал эстетику 60-х, и постоянные эксперименты с геометрическими формами.  

Но, конечно, все мы знаем, что порой не одежда красит человека, а человек — одежду. Запомнились бы нам эти костюмы, если бы их носили другие актрисы? Для Шнайдер и Биркин съемки явно оказались не только интересным профессиональным опытом (картина стала очень популярна, что, конечно, позитивно сказалось на их карьере), но и своеобразным модным тренингом.

Роми, пережившая за несколько лет до съемок болезненный разрыв с Аленом Делоном и жившая на тот момент в Берлине, снова погрузилась в чарующую атмосферу французского шика (как отмечали биографы, Роми окончательно перевоплотилась во француженку и образом мыслей, и стилем одежды), а Джейн работа с Курреже явно помогла найти свой собственный стиль, который теперь ассоциируется с ее именем.

Нам же, пока не зарядили осенние дожди, остается только вдохновляться прекрасными творениями дизайнера и красивыми актрисами, и мысленно готовиться к будущим летним приключениям.

А вам нравятся наряды героинь фильма «Бассейн»?

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*